Итак, сегодня мы будем разбирать:
- Приказ ФНС России от 08.11.2023 № ЕА-7-11/824@.
- Приказ ФНС России от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448@.
А также перспективы их развития, экстраполируя развитие и внедрение ЕГИСЗ.
Уверен, что практически все владельцы клиник знают что с 2024 года была изменена форма справки об оплате медицинских услуг для представления в налоговый орган для получения пациентом (или заказчиком платных медицинских услуг) налогового вычета, а также отмену требования выдавать пациентам копии лицензии.
Казалось бы: законодательство развивается, требования для клиник и пациентов становятся лояльнее, а по сути справка одной формы просто поменялась на другую.
Вместе с этим ситуация все же сложнее. Приказом ФНС России от 08.11.2023 № ЕА-7-11/824@ была не только изменена форма справки, но был описан «порядок предоставления в налоговый орган медицинской организацией …. сведений о фактических расходах налогоплательщика на оказанные услуги…», а также утвержден формат передаваемых данных.
Сначала о хорошем: обязательного требования предоставлять сведения в электронной форме (в том числе по заявлению пациента) нет – в пункте №2 есть оговорка: «при наличии у указанной медицинской организации/ИП технической возможности».
Техническая часть передачи данных раскрыта уже в приказе ФНС России от 16.07.2020 № ЕД-7-2/448@ и сводится к использованию ЭДО и подписанию документов КЭП – ничего нового.
Таким образом, по услугам, оказанным в 2024 году, сейчас достаточно оформлять справки по форме, утверждённой Приказом ФНС России от 08.11.2023 № ЕА-7-11/824@, а по ранее оказанным (2021-2023) – Приказом Минздрава России и МНС России от 25.07.2001 № 289/БГ-3-04/256.
Но стоит обратить внимание на общую тенденцию цифровизации документооборота, посмотреть на историю внедрения ЕГИСЗ (ФРМО и ФРМР) для МО, также стоит обратить внимание на существующие и развитие РЭМД и ИЭМК. Сейчас внесение первичных сведений в ФРМО и ФРМР уже стало обязательным и является лицензионным требованием. Да, пока мало кто занимается поддержанием данных сведений в актуальном состоянии (хотя сугубо теоретически данное нарушение может привести к отзыву лицензии). Думаем, что вопрос обязательности использования РЭМД и ИЭМК – это только вопрос времени, слишком много внимания уделяется этим подсистемам ЕГИСЗ в последний год.
В свете этих изменений вполне логичной будет создание следующих связей:
1. ФРМР – ФРМО – СФР (бывший ПФР) для контроля наличия страховых отчислений по сотрудникам.
- РЭМД – ИЭМК – ФНС для контроля полноты учета оказанных услуг и оприходования выручки за оказанные услуги.
Также прошу ознакомиться с предыдущей статьей о соответствии клинических рекомендаций и актов выполненных работ.
В итоге мы уверенно движемся к достаточно прозрачной схеме: МО уже обязаны публиковать сведения об оказываемых медицинских услугах и их стоимости. Есть клинические рекомендации, в которых указан минимальный объем услуг, который должен быть оказан пациенту. Итог закономерен: уже сейчас есть возможность рассчитать минимальную стоимость лечения пациента при определенном диагнозе.
Полное внедрение РЭМД и ИЭМК позволит создать связи между СНИЛС пациента, его диагнозом и минимальной ценой лечения.
Да, предоставление прямого доступа ФНС к сведениям РЭМД и ИЭМК будет нарушать врачебную тайну, но это может быть осуществлено обезличено (ФЗ «О персональных данных» это уже позволяет сделать).
Как итог: в случае реализации всех указанных выше связей ФНС сможет формировать минимальную налоговую базу для МО, оспорить которую будет крайне непросто.
Да, данная статья является лишь прогнозом возможного развития налогового законодательства и ЭДО, но считаем его достаточно вероятным для учета в экономических моделях уже сейчас и сигналом для внесения изменений в Ваши бизнес-процессы.
Со своей стороны, мы готовы дать Вам консультации и оказать практическую помощь в оптимизации бизнеса и снижении рисков.
Мы можем оказать Вам услуги как лично, так и дистанционно.
Наши контакты: +7 978 137 56 29 (телефон, телеграмм, WhatApp), наш канал Telegram.