Добрый день, в своих статьях мы обычно рассказываем о новшествах в законодательстве, о штрафах и проверках. Сегодня же нам хотелось бы поговорить о медиации. Кто-то знаком с данным процессом, но для многих он неизвестен. В данной статье мы постараемся раскрыть основные вопросы медиации: всегда ли она применима, каково документальное оформление процесса и результатов медиации, плюсы и минусы медиации по сравнению с претензионным и судебным процессом.
Как всегда сначала для спешащих краткие итоги: медиация целесообразна не всегда, но обычно крайне полезна, хотя и не является панацеей, она оформляется соглашением о применении процедуры медиации, соглашением о проведении процедуры медиации и медиативным соглашением, которое может быть как никем не утверждено, так и утверждено судом либо нотариусом. Не исключает судебного разбирательства, но во многом укрепляет позиции пострадавшей стороны.
А теперь подробнее. Медиация — это альтернативная процедура урегулирования споров с участием посредника. Она регламентирована Федеральным законом 193-ФЗ от 27.07.2010 г.
Если описать простыми словами, медиация — это соглашение о том, что в случае возникновения конфликта, стороны намерены решить вопрос путем переговоров при участии посредника (медиатора), который поможет сторонам услышать потребности и претензии друг друга и прийти к взаимопониманию и непосредственно сама эта процедура.
Если рассмотреть данное определение и применить его к реальности, то будет ясно, что использовать медиацию в случае целенаправленного потребительского экстремизма нецелесообразно ( в данном случае потребитель медицинской услуги изначально настроен на обострение конфликта с целью удовлетворения максимальной суммы ущерба и штрафа за нарушение прав потребителей). Однако и в данном случае наличие соглашения о применении медиации может помочь в части предоставления дополнительных сроков на построение линии защиты клиники.
В данной статье мы будем рассматривать классический вариант конфликта, необременённого потребительским экстремизмом.
К возможности проведения медиации необходимо подготовиться заранее: мы рекомендуем внести в договоры платных медицинских услуг раздел с соглашением о применении процедуры медиации, указать в нем согласие сторон на урегулирование спора с участием посредника (медиатора), определить срок проведения альтернативной процедуры урегулирования спора. Это в дальнейшем даст возможность приостановить рассмотрение спора в суде до окончания процедуры медиации.
Повод для возникновения конфликта может быть различным: это может быть как завышенные ожидания пациента, так и неожиданные осложнения в ходе проведения медицинского вмешательства, это может быть и врачебная ошибка. В случае возникновения такового конфликта, все стороны желают прийти к решению, которое будет устраивать обе стороны. Если обе стороны готовы договариваться, но не могу прийти к такому решению, они могут привлечь на помощь медиатора.
В данном случае стороны заключают соглашение о проведении процедуры медиации. Мы настоятельно рекомендуем при заключении данного соглашения подписать согласие на передачу персональных данных пациента медиатору. Да, такое согласие необходимо только в случае передачи данных неопределённому кругу лиц, и информация, относящаяся к процедуре медиации также является конфиденциальной, но и передаваемые персональные данные относятся к категории специальных (сведения о состоянии здоровья пациента), соответственно требуется согласие пациента на раскрытие врачебной тайны.
Медиатор проводит встречи со сторонами конфликта как раздельно, так и совместно и способствует выработке решения спора, устраивающего обе стороны. В классическом варианте медиатор не дает своих предложений такового решения, но, при наличии договоренности между сторонами,- может.
В случае нахождения компромиссного решения, оно закрепляется путем заключения медитативного соглашения. В случае внесудебного урегулирования, оно исполняется на основе принципов добровольности и добросовестности. При этом заключенное медиативное соглашение по своей правовой сути замещает существовавшие до этого гражданско-правовые отношения. Следует отметить, что медиативное соглашение, в случае нотариального удостоверения, имеет силу исполнительного документа.
Если же медиативное соглашение заключено во время судебного разбирательства, то оно может быть утверждено судом в качестве мирового соглашения и будет обязательным для исполнения сторонами как и иной исполнительный документ.
Таким образом медиация — это прекрасный инструмент, который позволяет конструктивно решить конфликт между клиникой и пациентом, сохранить отношения между ними, гарантирует исполнение обязанностей сторонами наравне с решением суда, а в случае злоупотребления правом одной из сторон — смягчить последствия для пострадавшего.
Со своей стороны готовы предложить Вам как помощь медиатора в спорах, так и включение медиативных оговорок в Ваши договоры.
Мы можем оказать Вам услуги как лично, так и дистанционно.
Наши контакты: +7 978 137 56 29 (телефон, телеграмм, WhatApp), наш канал Telegram.