Налоги и риски, дробление и оптимизация.

pexels karolina grabowska 4386373 scaled

Добрый день, уважаемые подписчики. Сегодня будем рассматривать вопросы налогообложения, арендных отношений и дробления бизнеса. Тема объемная и сложная, но полезная.

В силу Постановления Правительства Российской Федерации №291 от 16.04.2012 года доминантной формой медицинской организации является общество с ограниченной ответственностью. Помимо некоторых плюсов (как, например, ограничение ответственности учредителей и руководителей, хотя и имеющего свои исключения), осуществление деятельности в данной форме имеет и минусы, в частности в налогообложении и использовании прибыли предприятия.

Основными вариантами выведения прибыли предприятия являются выплата дивидендов, выплата зарплаты, выдача займа и оплата аренды (как недвижимости, так и оборудования).

Вариант выдачи займа рассматривать не будем, поскольку в нынешних реалиях при использовании данной схемы уплата налогов доходов в дальнейшем неизбежна (невозвратный заем подлежит налогообложению в размере 13% на сумму займа и 35% на сумму разницы между 9% годовых и средней ставкой по займам). Вариант выплаты заработной платы является наиболее затратным вариантом вывода денежных средств, поэтому его использование также нецелесообразно.

Большая часть данных вариантов приводит к увеличению налоговой базы (в рамках начисления НДФЛ и взносов в СФР), поэтому чаще всего применяется схема в рамках которой право собственности на недвижимое имущество, используемое для ведения деятельности медицинской организации регистрируется за индивидуальным предпринимателем (которым часто является одним из участников общества) и дальнейшая его передача в аренду обществу. Индивидуальный предприниматель при этом использует УСН «доходы».

Схема действительно работает и позволяет участнику общества снизить налоговую нагрузку с 13% НДФЛ (при сдаче недвижимости в аренду физическим лицом или при выплате дивидендов) до ориентировочно 6% (зависит непосредственно от региона ведения деятельности).

Вместе с этим у данной схемы есть и свои риски:

  1. В случае установления нерыночной арендной платы налоговая служба фактически может пересчитать базу налогообложения исходя из средней стоимости аренды аналогичного объекта. А это в свою очередь приведет к доначислению налогов и, потенциально, к штрафам.
  2. Схема, в рамках которой ИП является лицом, аффилированным с обществом (директор или учредитель, или состоящее с ними в родстве) может вызвать интерес для налоговой службы в части проверки возможного факта дробления бизнеса.
  3. Использование объекта недвижимости для ведения предпринимательской деятельности приводит к начислению НДФЛ при его продаже вне зависимости от срока владения таким объектом.

Рассмотрим более подробно 2 и 3 пункты:

Признание налоговым органом разделения бизнеса на ООО и ИП приведет к объединению оборотов данных субъектов предпринимательской деятельности, что может привести к утрате права на использование специального режима налогообложения и, соответственно, к пересчету налоговых обязательств (естественно, в сторону увеличения). Вместе с этим риск смены режима налогообложения достаточно низкий (и касается случаев нахождения бизнеса на грани превышения лимитов).

Возникновение риска начисления НДФЛ при продаже объекта недвижимости обойти практически невозможно: недвижимость однозначно используется для ведения предпринимательской деятельности (вы ведь зарегистрированы как ИП), соответственно освобождение от налогообложения в связи с истечением ценза владения не применяется. Вариант регистрации ООО, передачи объекта недвижимости как уставного капитала и дальнейшая реализация объекта недвижимости путем продажи корпоративных прав также нецелесообразна – продажа доли в ООО также подлежит налогообложению, а ценз для владения ООО для освобождения от его уплаты также весьма длителен.

Вариант с использованием ст. 55 Федерального Закона об ипотеке (залоге недвижимости)» в соответствии с разъяснениями, содержащимися в письме Минфина России №03-04-06/43130 от 28.08.2014 также приводит к формированию налоговой базы для предыдущего владельца недвижимости.

Таким образом, единственным действующим вариантом уменьшения базы налогообложения будет использование имущественного налогового вычета в соответствии с п.2. ч. 2 ст. 220 Налогового Кодекса: «налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов, связанных с приобретением этого имущества.»

В виду вышеизложенного, рекомендуем весьма взвешенно и ответственно относиться к суммам, которые Вы указываете в договорах купли-продажи недвижимого имущества, а также оценивать риски, которые могут проявиться при использовании схем оптимизации налогообложения.

Со своей стороны мы готовы провести аудит процессов в Вашем бизнесе, определить зоны высоких рисков и предложить мероприятия для обеспечения их снижения.

С уважением,
Власов Денис Сергеевич
Юридическая компания Мафдет

+79781375629

Home

Прокрутить вверх