Добрый день, давно не было полноценных статей, полезных для медицинского сообщества и мы это наверстаем.
Сегодня я предлагаю поговорить о нерадивых клиентах, ИДС, о несоответствии юридической и общепринятой справедливости. Ставьте чай и давайте откроем не сильно свежее, но весьма интересное определение судебной коллегии Московского городского суда по делу 33-0609/2022.
Для тех, у кого мало времени: пациент кругом неправ, не выполняет рекомендации врача, но существуют дефекты оказания медицинской помощи в части оформления документации, которые не имеют связи с ухудшением состояния пациента. Итог – клиника неправа, обязана оплатить моральный вред и штраф.
А теперь подробно:
Пациент обратилась в клинику и заключила договор об оказании платных медицинских услуг по коррекции формы молочных желез. Стоимость медицинских услуг согласно плану лечения составила 282 000 рублей, услуг в послеоперационный период – 12 000 рублей, предоперационное обследование – 12 982 рубля. Таким образом, общая стоимость составила 306 982 рубля.
Мнение пациента (истца): требуемый результат не достигнут, послеоперационный шов стал распускаться, появились рубцы. Пациент уверяет что в послеоперационном периоде соблюдались все рекомендации лечащего врача, что она своевременно приезжала на перевязки и использовала компрессионное белье, неоднократно сообщала лечащему врачу о болях, но на контакт с ней никто не шел, сотрудники клиники не пытались решить вопрос о проведении необходимых процедур медицинского характера, либо принятие оперативных мер по восстановлению результатов оказанной услуги, на жалобы по поводу болевых ощущений внимания никто не обращал и не реагировал.
Соответственно, истец считает что такое безразличие со стороны врачей причиняло ей нравственные страдания, сопряженные с физическими страданиями, вызванными болевыми ощущениями.
В итоге исковые требования составили: стоимость медицинских услуг по договору (306 982 рубля), компенсация морального вреда – 1 000 000 (да, все пациенты любят большие и красивые цифры) и, естественно, штрафа в размере 50% от присужденной суммы в соответствии Законов «О защите прав потребителей». Таким образом, общая сумма исковых требований составила 1 960 473 рубля.
В рамках рассмотрения спора была назначена судебно-медицинская экспертиза и в заключении выясняется множество интересных фактов (далее цитаты из заключения эксперта):
Диагноз в клинике установлен правильно, на основании объективных методов исследования (результатов осмотра, УЗИ, маммографии).
Противопоказаний к операции не выявлено.
Выбранные тактика и объем хирургического вмешательства соответствуют установленному диагнозу и планируемому результату.
Каких-либо дефектов хирургического вмешательства допущено не было.
В светокопии медицинской карты амбулаторного больного содержатся записи о перевязках, судя по которым пациент периодически не являлась в назначенные дни.
Пациентка на осмотры не являлась, но продолжала консультироваться с лечащим врачом по телефону до 24.04.2019 путем переписки. В переписке содержатся неоднократные просьбы врача о строгом соблюдении медицинских рекомендаций по лечению в связи с нарушением пациентом врачебных рекомендаций. После 24.04.2019 пациентка прекратила контакты с врачом и клиникой.
Все примененные и назначенные препараты и виды лечения были показаны на послеоперационном этапе.
Лечение и наблюдение в послеоперационном периоде проводилось правильно. Незавершенность лечения и нерегулярность наблюдения и перевязок обусловлены несоблюдением пациентом рекомендаций.
Вывод суда: согласно экспертному заключению, при выполнении операции и лечении, дефектов оказания медицинской помощи не имелось, вред здоровью не причинен
Да, мы видим действительно очень хорошую для клиники картину: услуги оказаны качественно, в осложнениях виноват исключительно пациент. Но ведь так не интересно? Счастливые истории обычно мало кому интересны (а зря, из них нужно делать выводы о правильных действиях и организации процессов).
В рамках проведенной экспертизы установлены следующие нарушения (далее также цитируется заключение экспертизы):
Оформлено и подписано пациентом типовое информированное добровольное согласие на оперативное вмешательство, в котором не указано название операции, что расценивается как дефект оформления медицинской документации.
Таким образом, на этапе обследования и лечения (на стационарном и амбулаторных этапах) выявлен дефект оформления медицинской документации в виде отсутствия указания в информированном добровольном согласии полного названия планируемого хирургического вмешательства, возможных рисках и осложнениях при данной конкретной операции. Дефект оформления медицинской документации сам по себе не повлиял на тактику врача и на результат пластической операции.
Установленный дефект оформления медицинской документации не повлиял и по своей сути не мог оказать влияние на результат лечения. Таким образом, оснований для установления факта причинения вреда здоровью при оказании медицинской помощи не имеется… Выявленный дефект оформления медицинской документации по своей сути не мог вызвать развитие какого-либо патологического состояния, поэтому в причинно-следственной связи с наступлением нежелательного исхода операции (формирование заметных рубцов и деформации) не состоит.
Самый главный вывод, сделанный судом:
Таким образом, ответчик доказал, что в рамках заключенных договоров об оказании платной медицинской помощи, услуги были предоставлены надлежащего качества, а вред здоровью истицы причинен не был. Лечение и наблюдение в послеоперационном периоде проводилось правильно. Незавершенность лечения и нерегулярность наблюдения и перевязок обусловлены несоблюдением пациентом рекомендаций.
Судебная коллегия приходит к выводу, что дефект оформления медицинской документации, несмотря на то, что он не повлиял на тактику врача и на результат пластической операции, не мог вызвать развитие какого-либо патологического состояния, указывает на нарушение прав истицы, как потребителя, в связи с чем, имеются предусмотренные ст. 15 Закона о защите прав потребителей основания для взыскания с ответчика в ее пользу компенсации морального вреда.
Да, судебное разбирательство для клиники закончилось относительно положительно: в итоге в части исковых требований истца было отказано, сумма морального вреда значительно снижена (до 40 000 рублей), соответственно и сумма штрафа (до 20 000 рублей) и совокупно истцу были удовлетворены требования в размере 60 000 рублей (3% от суммы изначальных исковых требований).
Мне, как юристу, в данном деле интересны основные дефекты документации, которые привели к частичному удовлетворению иска и ими я вижу следующее:
- Отсутствие правильно составленного ИДС. ИДС – это основа основ в документальном оформлении отношений клиники и пациента. Я говорил и буду повторять: «без подписанного ИДС врач не имеет права даже спросить о самочувствии пациента».
- Неверно составленный договор платных медицинских услуг:
Согласно сведениям в материалах гражданского дела, 12.02.2019 заключен типовой договор №12022019/2 на оказание платных медицинских услуг … в котором указано «1.2. Перечень и стоимость платных медицинских услуг, предоставляемых в соответствии с настоящим Договором, определяются в соответствии с Приложениями к настоящему договору». В трех приложениях к договору конкретные виды медицинских услуг не обозначены. Ввиду отсутствия обозначения предполагаемой медицинской услуги в тексте договора и в приложениях к нему, не ясно, какие именно медицинские услуги подразумевались данным договором №12022019/2 от 12.02.2019
С 01.09.2023 года действует новая редакция правил оказания платных медицинских услуг (ПМУ), требования к договору ПМУ стали еще жестче, поэтому необходимо проверять их соблюдение.
Отдельно, конечно, хочется отметить полноту ведения медицинской документации у ответчика. Именно благодаря ей экспертиза показала отсутствие связи между оказанными медицинскими услугами и ущербом для здоровья.
Вот такая немного грустная история получилась. Ведь при правильно составленном ИДС и договоре ПМУ решение суда могло бы быть полностью в пользу клиники.
Поэтому рекомендуем вспомнить, когда последний раз Вы осуществляли аудит ИДС и договоров ПМУ и, при необходимости, провести его.
А мы со своей стороны готовы предложить свои услуги как в актуализации ИДС, так и договоров ПМУ.
Наши контакты: +7 978 137 56 29 (телефон, телеграмм, WhatApp)