Добрый день, предлагаю сегодня вернуться к вопросам медицинского права, и рассмотреть вопросы ведения медицинской документации в электронной форме.
Большинству уже известно, что нынешние реалии предполагают ведение медицинской документации в электронной форме (укрепляемая в настоящее время связка ЕГИСЗ-ФРМО-ФРМР-РЭМД). В настоящее время расширение перечня видов деятельности, подлежащих лицензированию, уже невозможно без подтверждения взаимодействия с РЭМД и лишь в некоторых случаях первичную лицензию на осуществление медицинской деятельности возможно оформить без этого.
В данной статье я хотел бы осветить вопросы взаимодействия с пациентами касательно выдачи копий медицинских документов, составленных в электронной форме, сроков из предоставления.
Давайте разбираться.
Думаю никто не будет спорить, что пациент (либо его законный представитель) в целом имеет право на получение копий медицинских документов и выписок. Данное право предоставлено пациенту Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об основах здоровья) в статье 22. Именно этой статьей пациенту предоставлено право (а, соответственно, на медицинскую организацию возложена обязанность) получать информацию о состоянии своего здоровья, о диагнозе, методах лечения (да, тут идет речь об ИДС), прогнозе развития заболевания и прочем-прочем-прочем. Формально, оперируя формулировками из этой статьи, пациенту должны быть предоставлены все сведения, находящиеся в медицинской информационной системе (МИС).
В целом, порядок ознакомления с медицинской документацией уже регламентирован приказом Минздрава России от 12.11.2021 N 1050н «Об утверждении Порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента».
Взаимоотношения по предоставлению сведений о здоровье начинаются с получения запроса от пациента на ознакомление с документацией.
Данный запрос в обычном порядке должен поступить в письменной форме. В данном случае медицинская организация должна предоставить возможность для ознакомления в течение 10 рабочих дней. Ознакомиться с документацией пациент может непосредственно в медицинской организации. При этом нет разницы ведется документация в письменной форме или электронной. При поступлении запроса у медицинской организации возникает обязанность обеспечить ознакомление.
Второй приказ, которым регламентирован порядок получения копий медицинской документации, это Приказ Минздрава России от 31.07.2020 N 789н «Об утверждении порядка и сроков предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них».
Согласно данному приказу, пациент фактически может получить любой документ:
- медицинскую карту
- результаты исследований (лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных)
- иных медицинских документов (а этим определением можно обосновать запрос любого документа).
Данным приказом не регламентирована форма запроса от пациента (только форма – письменная).
Срок выдачи медицинских документов (их копий) и выписок не должен превышать 30 календарных дней с даты поступления запроса от пациента (либо его законного представителя).
При этом есть исключение: в случае нахождения пациента на лечении в стационарных условиях или условиях дневного стационара, выписка из медицинских документов, копии медицинских документов предоставляются пациенту либо его законному представителю в суточный срок с момента обращения.
Копии и выписки из документов на бумажном носителе оформляются в произвольной форме с проставлением штампа медицинской организации, подписывается врачом, заверяется печатью медицинской организации, копии медицинских документов заверяются на последней странице отметкой “Копия верна”, подписью ответственного медицинского работника с указанием его фамилии, инициалов, должности и даты выдачи копии, а также печатью.
Если же медицинская организация ведет медицинскую документацию в электронной форме, то медицинская организация по запросу изготавливает на бумажном носителе копии электронных медицинских документов и выписки из них.
Обращаем Ваше внимание на то, что взимать плату за изготовление копий документов и выписок из них нельзя.
Порядок предоставления сведений об обработке персональных данных и предоставления ответов на запросы субъектов персональных данных значительно отличается и будет освещен нами позднее.
Со своей стороны мы готовы оказать помощь в подготовке инструкций, порядков и иных локальных нормативных актов Ваших организаций, в том числе по обработке запросов пациентов о предоставлении копий медицинской документации и выписок из них.
Мы можем оказать Вам услуги как лично, так и дистанционно.
Наши контакты: +7 978 137 56 29 (телефон, телеграмм, WhatApp)