Кадровый документооборот начинается с момента регистрации бизнеса: при регистрации ООО появляется директор, который уже является сотрудником (соответственно, появляется и обработка персональных данных в целях кадрового и бухгалтерского учета, но мы сегодня не о ПДн). Далее происходит заключение договоров, обеспечивающих производственные процессы (аренда, оборот отходов, обслуживание техники, дезинфекция, поставки, лизинга и прочие-прочие). Обычно, наемные сотрудники появляются на одном из последних этапов, поскольку их появление сопряжено с появлением дополнительных расходов в виде фонда оплаты труда.
Первым этапом является анализ требований к штату персонала исходя из стандартов оказания медицинской помощи. На основе этих требований определяется минимально допустимый штат персонала, который в последствии адаптируется под индивидуальные особенности клиники. Итогом этой работы является составление штатного расписания. При его составлении возникает одна из основных точек контроля: наименование должностей.
При выборе наименования должности стоит руководствоваться исключительно Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 02.05.2023 № 205н “Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников“, логикой, обязанностями и функциями сотрудника.
Самый простой пример: никаких «кураторов лечения», «администраторов» (с функцией оформления медицинской карты) в клинике официально нет и быть не должно! И, в случае приема оплаты, не забывайте оформлять совместительство на должность кассира. Без этого вы не сможете оформить договор о полной материальной ответственности (а без него ответственность ограничена размером 2-х месячных зарплат). Вместе с тем вот примеры: кража «администратором»700 000 рублей и аналогичный случай о краже 300 000 рублей.
С наименованием должностей и функциями определились. Далее нужно верно подобрать персонал. Для этого нужно ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к соискателям на эти вакансии. Тут нам в помощь приказы Минздрава:
По среднему медицинскому персоналу: Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 10 февраля 2016 года N 83н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам со средним медицинским и фармацевтическим образованием.»
Изучаем, определяем требования по своим штатным единицам. Исходя из этих требований подбираем персонал и проверяем наличие необходимых действующих аккредитаций.
Требования к наличию аккредитации и ее виду указаны в профессиональных стандартах.
Параллельно настоятельно рекомендуем подготовить должностные инструкции, правила трудового распорядка, определить необходимые инструктажи и при оформлении трудоустройства обязательно ознакомить сотрудника со всей внутренней документацией.
Трудовой договор подписан, инструктажи проведены, документы сверены, с должностными обязанностями сотрудник ознакомлен? Вносим сведения о сотруднике в ФРМО и ФРМР (не забываем, что все кадровые изменения должны быть отображены в течение 3-х дней). Обязательно проверяем правильность указания должности! Если это не сделать, то при прохождении периодической аккредитации возникнут сложности.
Для врачей оформляем УКЭП (вы ведь планируете соблюдать лицензионное требования по передаче данных в РЭМД и ИЭМК?).
Сообщаем о приеме бухгалтеру для подготовки отчета в СФР и фискальные органы ведь сообщив одному государственному органу о трудоустройстве не стоит скрывать этот факт перед другой службой, межведомственное взаимодействие никто не отменял. Частично этого вопроса мы касались в этой статье.
Да, в одной статье нельзя описать ни все кадровые процессы, ни все нюансы поэтому данную статью стоит рассматривать только как общее направление работы, но ни как исчерпывающее руководство. Здесь не раскрыты ни вопросы ВК, ни комиссионного ВКиБМД, ни вопросы оформления регламентов. Про работу с сотрудниками у нас есть отдельные статьи, например тут и тут .
Не забываем, что если Вы зарегистрировали бизнес в форме ООО, то после приема сотрудника в штат Вам необходимо оформить карточки по форме 10, а в конце года подать отчет в военкомат (ведь медицинские организации в форме ООО обязаны вести воинский учет предприятия, подробности тут).
Вопрос правильного оформления трудовых отношений медицинского работника и медицинской организации крайне важен поскольку от него зависит в том числе и распределение ответственности в случаях нарушения стандартов оказания медицинской помощи, и право регресса от клиники к сотруднику (а также его объем).
В виду изложенного, настоятельно рекомендуем обращать внимание на правильность оформления трудовых отношений с момента их возникновения, а также проверить существующую документацию.
И, повторимся, никаких «кураторов лечения», «администраторов» (с функцией оформления медицинской карты) в клинике официально нет и быть не должно. Для этого есть медицинские регистраторы.
А мы всегда готовы помочь Вам как в аудите существующих кадровых бизнес-процессов и документации, так и в организации кадрового документооборота с нуля.
С уважением,
Власов Денис Сергеевич
Юридическая компания Мафдет.
+79781375629